Ваш регион
Официальный
информационный портал
единого государственного
экзамена
Главная Новости Региональные новости

Региональные новости

09.01.17

Белгородская область - "В Чернянском районе все выпускники с первого раза справились с итоговым сочинением"

Результаты итогового сочинения (изложения) стали предметом анализа на оперативном совещании в управлении по контролю и надзору в сфере образования регионального департамента образования. Из 22 муниципалитетов только в одном – Чернянском районе – 100% выпускников получили заветный «зачёт» с первого раза.

«Учитывая тот факт, что хорошего результата можно достичь, когда учителя умеют учить, а ученики хотят научиться, управлением образования администрации района был разработан план мероприятий по подготовке к итоговому сочинению, согласно которому работа велась в двух направлениях: с педагогами по разработке и совершенствованию методик подготовки к итоговому сочинению, с обучающимися по приобретению и совершенствованию умений и навыков написания сочинения. Работа была организована начиная с первых дней обучения в десятом классе», - сказала Наталья Дереча, начальник управления образования администрации Чернянского района.

В районе с учителями ежемесячно проводились семинары-практикумы, программы которых включали:

  • анализ формулировок тем сочинений; 
  • осмысление возможной проблематики сочинения; 
  • тренировки в формулировании главной мысли; 
  • отбор материала, необходимого и достаточного для раскрытия темы сочинения; 
  • отработку умения строить доказательные рассуждения, выстраивать композицию; 
  • анализ речевого оформления текста. 
Оценка «зачёт» - это результат систематической планомерной работы на протяжении всех лет обучения в школе, в 10 и 11 классах особенно.

Сегодняшние выпускники в начале 2015-2016 учебного года, будучи десятиклассниками, написали районное пробное итоговое сочинение. Анализ показал, что работы многих школьников отличались бедностью языка, однообразием грамматического строя речи, непоследовательностью изложения. Было много грамматических ошибок, имелось искажение содержания литературных произведений.

С учётом этого были разработаны индивидуальные маршруты для каждого обучающегося по подготовке к сочинению, спланированы индивидуальные и групповые консультации по различной проблематике.

Повышению результативности обучения способствовали следующие подходы:

  • для отслеживания динамики развития умений написания итогового сочинения необходимо, как показала практика, провести не менее трех контрольных работ в формате итогового сочинения; 
  • проведение домашних сочинений предварялось отработкой аналогичного материала в классе под руководством учителя; 
  • анализ выполненных сочинений проводился с опорой на критерии оценивания, цитировались наиболее удачные работы или их фрагменты, обсуждались направления доработки анализируемых сочинений; 
  • неудачно выполненные работы обучающимися переписывались с целью совершенствования написанного. 

В содержание уроков и внеурочной деятельности были включены:

  • создание устных сочинений на разные темы;
  • написание отдельных частей сочинения; 
  • редактирование текста; 
  • многоаспектный анализ готовых ученических сочинений; 
  • развитие навыка рецензирования собственной и чужой речи; 
  • выявление ключевых слов в формулировке темы; 
  • формулирование главной мысли сочинения в соответствии с заданной темой; 
  • подбор аргументов для обоснования своей позиции; 
  • сопоставление двух вступлений к сочинениям на общую тему и анализ того, в каком из вступлений удачнее сформулированы основные проблемы, которые будут раскрываться в основной части; 
  • проверка соответствия вступления и заключения теме сочинения; 
  • установление соответствия литературных примеров выдвинутым тезисам и аргументам; 
  • формулирование логических переходов между смысловыми частями сочинения; 
  • выявление и исправление фактических, речевых, орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. 
Школьникам было предложено составлять словарики афоризмов, цитат из литературных произведений и учить их наизусть.

«В результате систематической работы у ребят сложилось целостное представление о том, что от них требуется, каким должно быть сочинение», - подчеркнула Наталья Дереча.

Кроме того, в течение ряда лет действует районный центр по работе с одаренными старшеклассниками, одним из направлений деятельности которого является подготовка к написанию сочинения.

«Опыт Чернянского района по подготовке выпускников к написанию итогового сочинения заслуживает одобрения и распространения. Впереди еще вторая и третья попытки выполнить итоговое сочинение в этом учебном году. Затем наступит следующий учебный год, вот почему опыт Чернянского района нужно использовать в полной мере», - сказал Николай Рухленко, начальник управления по контролю и надзору в сфере образования департамента образования области.





  РОСОБРНАДЗОР Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки   ФИПИ Федеральный институт педагогических измерений   ФЦТ Федеральный центр тестирования   Минобрнауки Министерство образования и науки РФ   Российское образование Федеральный портал